На смерть сервиса

Kрах социалистической системы помимо прочих благ, производимых рынком и конкуренцией, открыл российским путешественникам сервис зарубежных перевозчиков. На фоне "ненавязчивого сервиса" советской гражданской авиации контраст этот был столь разительным, что в 90-е гг. те, кто мог себе это позволить, в большинстве своем отказались от привычного "дешево и сердито" и пересели на ВС иностранных перевозчиков. Однако за годы ситуация разительным образом поменялась, и сегодня на «советский Аэрофлот» похоже большинство авиакомпаний развитых стран.

"Люди хотят летать дешево" — эту нехитрую логику отстаивал в 2013 г. вице-президент Boeing Джозеф Озимек в ответ на мой вопрос о перспективах самолетов с более широким фюзеляжем как дающих больший комфорт по сравнению с пассажирами Boeing 737. Да, 17 дюймов — не много, но за каждый дюйм в ширине кресла приходится платить массой машины, а значит, издержками перевозчика и ценой билета. Впрочем, экономия на весе ВС имеет определенные пределы. А, как показал опыт, экономия на сервисе — куда больший потенциал.

Тон задали авиакомпании-дискаунтеры, которые, несмотря на первоначальный снобизм со стороны традиционных перевозчиков и увещевания про фундаментальные различия в потребительских сегментах, за короткое время смогли перераспределить в свою пользу существенную часть пассажиропотока. Цена действительно оказалась решающим фактором; кроме того, авиакомпании научились не тратить на услуги, а зарабатывать на них. Несколько банкротств и предбанкротных состояний вчерашних лидеров мирового рынка перевозок окончательно поменяли правила игры: полносервисные авиаперевозчики начали дрейф в сторону дискаунтеров.

Читайте также  Delta Air Lines назвали потенциальным заказчиком 125 самолетов CSeries

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.